Подготовка к сочинению-репортажу по картине С.А. Григорьева «Вратарь»
Презентация к уроку
Цели:
1) подготовить учащихся к сочинению в жанре репортажа;
2) собрать материал для написания сочинения по картине;
3) развивать навыки устной речи, умение описывать внешность человека;
4) закрепить умение использовать причастия и деепричастия в своей речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
5) способствовать осознанному выбору профиля обучения в старшей школе через знакомство с деятельностью журналиста-репортера.
Оборудование: интерактивная доска; презентация PowerPoint; «Русский язык»: учебник для 7 класса общеобразоват.учрежден./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Ход урока
Звучит музыка.
Постановка целей
- По началу нашего урока вы уже поняли, что главная его тема – спортивная. В этом году на уроках развития речи мы подробно изучаем публицистический стиль речи. Выступали с публичным сообщением, писали сочинение-интервью. На последних уроках описывали внешность человека. Сегодня все эти умения вам пригодятся. Потому что сегодня вы познакомитесь с особенностями работы журналиста-репортера. Спортивная журналистика – нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом.
(Слайд «Тема урока»)
- Цель нашего урока — подготовиться к сочинению в жанре репортажа. Ваша задача – попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.
—Поможет нам в этом картина русского художника Сергея Алексеевича Григорьева. (Слайд «Григорьев)
Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в 1910 году в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника. (Слайд «Картины») В творчестве художника важную роль играет тема молодости и духовного здоровья человека. Особенно часты у Григорьева детская и школьная темы. Лучшие полотна художника посвящены детям: «Девочка в белой косынке», «Пионер», «Рыбачок», «Юные натуралисты». (Слайд «Вратарь»)
Заслуженную славу принесла художнику картина «Вратарь». За некоторые работы, в том числе и за «Вратаря» автору была присуждена Государственная премия.
Беседа по картине
— Нравится ли вам картина? (Да, нравится) Чем? В чём её особенность? (Художник смог передать напряжённость зрителей, их увлечённость матчем: нам кажется, что мы вместе с ними следим за игрой.)
Расскажите, что вы видите на картине. Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней.
(Художник изобразил пасмурный осенний день. Мы словно стоим рядом со спортивной площадкой. На переднем плане – мальчик-вратарь. За ним – мальчик в красной одежде. Его задача – приносить мяч, если он улетит за пределы поля. На заднем плане – зрители: здесь и мальчик с маленьким братом или сестрой на коленях, и девочка-школьница, и взрослый мужчина. Все они сосредоточенно следят за игрой. Их внимание обращено на ту часть поля, которую мы не видим. Наверное, так художник хотел заинтересовать нас. За спинами болельщиков виднеются очертания высоких домов. Видимо, ребята играют на пустыре, на окраине города.)
— Какое настроение, желание вызывает у вас эта картина? (Азарт, нам хочется узнать, что происходит на поле и, конечно же, исход игры.)
— Мы уже отметили, что на картине изображена осень. Уточните, пожалуйста, как вы это определили? (Краски неяркие, на земле лежат опавшие листья. Небо серое, может быть, накрапывает дождь, но увлечённые игрой болельщики этого не замечают. Вдали туманная дымка.)
Записывают: серое небо, тёплый осенний денёк
— Художник назвал картину «Вратарь». Что он хотел подчеркнуть? (Центральная фигура – мальчик-вратарь.)
(Слайд Вратарь)
— Рассмотрим его. Какое у него лицо? Какая поза? Как он одет? (Светловолосый, короткостриженый вратарь. Сосредоточенное лицо, внимательный взгляд. Наблюдает за игрой, опершись руками на колени. На нём спортивный свитер и трусы, кожаные перчатки, как у настоящего вратаря, колено перебинтовано ) Волнуется ли он? (Нет, он спокоен, уверен в себе, хотя и напряжён. Мы видим, что этот матч для него очень важен. Он застыл в ожидании)
— Почему нет ворот? (Площадка не оборудована. Ребята пришли играть, как только закончились занятия. Два портфеля обозначают границы ворот.)
— Как вы думаете, что происходит на второй половине поля? (Возможно, возникла опасная для команды мальчика-вратаря ситуация. Может быть, бьют штрафной или пенальти. Но мы уже отметили, что вратарь довольно спокоен; скорее всего, идёт борьба за мяч, а он внимательно следит за игрой.) Что происходит на поле вы придумаете и прокомментируете сами. Главная часть сочинения – описания игры, действий игроков.
- Какие игроки должны быть на футбольном поле кроме вратаря? ( центральный нападающий, защитник, полузащитник, голкипер)
- Вам нужно описать нескольких игроков, прокомментировать их игру.
Как они выглядят, какие движения совершают?
— Какие части речи помогут вам передать действие? (Глаголы, деепричастия, наречия и причастия.)
- Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? А причастный?
(Слайд «Словарно-стилистическая работа»)
Словарно-стилистическая работа
1. Получив мяч, центральный нападающий идёт на ворота…. 2. Никто не может с такой резкостью, как полузащитник этой команды, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить. 3.Он мощно разгоняется и … наносит сильнейший удар с ходу. 4. …. резко протягивает руку вперед, указывая, куда будет бить
Для справки:
Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом;
не теряя мяча;
притормаживая и меняя направление;
не меняя ритма шагов, не семеня, не подлаживаясь.
— Опишите зрителей. (Малыши, игравшие неподалёку, увлеклись игрой и устроились на досках. Притихшие зрители с интересом наблюдают за ходом матча. Мужчина, проходивший мимо, подсел к ним. Он увлечён происходящим, всецело захвачен игрой)
Работа над репортажем
— Вспомните, что такое репортаж? (Это жанр публицистики, живой рассказ с места события.)
— О каких событиях обычно рассказывается в репортаже? (О каком-то значимом событии — празднике, спортивном состязании, запуске космических кораблей; об исторических местах и т. д.)
— В послевоенные годы спортивные репортажи могли вестись даже по радио, и слушатели не видели, что происходит на стадионе. Каковы задачи журналиста, создающего репортаж? (Он должен воссоздать картину того, о чем идет речь, подробно, выразительно, живо рассказать о происходящем. Задача автора состоит в том, чтобы читатели или зрители как бы увидели событие на самом деле. Этому во многом способствует выражение личного отношения к происходящему.)
— Есть некоторые особенности, позволяющие автору выполнить свои задачи. Очень важно продумать начало. Какой должна быть вступительная часть? (Главное - сразу заинтересовать читателя или слушателя. Можно дать описание места действия, погодных условий и др.)
—Как бы вы начали репортаж о футбольном матче?
(Мы находимся на окраине города, где две команды сражаются за звание чемпиона школы. День сегодня довольно прохладный, но это не пугает болельщиков, собравшихся на площадке.)
—Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа? (Так как репортаж — рассказ о событии, то ведущим типом речи чаще всего является повествование. Но поскольку наш репортаж мы создаём с опорой на картину, определённое место в тексте будет занимать описание).
—Какую временную форму глаголов и причастий предпочтительнее использовать, чтобы создать впечатление, что всё происходит на ваших глазах, «сиюминутности» происходящего? (Глаголы в настоящем времени: находимся, подходим,, видим, наблюдаем, любуемся, знакомимся. Но можно использовать также формы прошедшего времени: расположились, подошли, краткие страдательные причастия прошедшего времени: напряжены, сосредоточен.)
— Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к происходящему? (Вопросительные, побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации предложения, обращения, вводные слова и предложения.)
— Чем обычно завершается репортаж? (В конце репортажа содержится оценка события или явления, вывод, к которому автор желает привести своего читателя.)
— Какова будет главная мысль в вашем репортаже? Что автора хочет сказать своей картиной о футболе? (Футбол – очень интересная игра. Футбол интересен всем: и игрокам, и зрителям)
—Обратимся к сочинению ученика. Постараемся выявить достоинства и недостатки написанного. (Экземпляр на столе у каждого ученика; текст сочинения проецируется на доску) (Слайд «Текст»)
«Мы находимся на окраине нашего города. Сегодня пасмурно, прохладно – настоящий осенний день. Шуршит под ногами пожелтевшая трава, ветер кружит опавшие листья. В туманной дымке теряются очертания новостроек. Узкая тропинка приводит нас на пустырь. Город растёт, и скоро на этом месте будет возвышаться жилой дом.
А сегодня здесь ответственный матч. Команды двух школ сражаются за звание чемпиона. И неважно, что вместо ворот – портфели, а вместо скамеек для болельщиков – доски. Игра захватила всех. Болельщики сосредоточенно следят за действиями футболистов. Среди них есть и дети, и взрослые. Сейчас один из самых напряжённых моментов игры. Мяч в центре поля получает нападающий команды «Метеор». Он высокий и ловкий, одет в настоящую футбольную форму. Вот он начинает атаку в своей зоне, набирая скорость и ловко маневрируя, выходит к воротам соперника и с близкого расстояния наносит чудовищный удар. Но что это?
Наше внимание приковано к вратарю команды школы №1. Вот он, настоящий герой матча! Им только что был отражён сильнейший удар противника. Посмотрите, как он спокоен и уверен в себе! Кстати, у вратаря забинтовано колено, однако эта травма не помешала ему выйти на поле. Сейчас он застыл в ожидании, но можно не сомневаться: такой опытный голкипер отразит любую атаку. Уверен в этом и мальчик, стоящий за воротами. В его обязанности входит приносить мяч, если тот улетает за пределы поля. Он спокойно наблюдает за игрой, всем своим видом показывая: команде противника не удастся забить ни одного мяча.
До конца игры остались считанные минуты. Но вот опасный момент! Полузащитник команды «Метеор» оказывается один на один с вратарём. Удар! Вратарь бросается навстречу и ловит мяч! Он снова спасает свою команду!
Свисток судьи. Матч окончен. Счёт 0:0. Футболисты благодарят своих болельщиков за поддержку. Надо признать, игра была напряжённой. Но в схватке равных соперников побеждает дружба».
Работа с текстом сочинения
— Сколько частей можно выделить в сочинении? Какие? (Сочинение состоит из трех частей: вступление — 1-й абзац, основная часть — 2-й , 3-й и 4-й абзацы, концовка — последний абзац.) (Слайд «Части текста»)
—Рассмотрим вступительную часть. Какие недостатки вы можете отметить?(Эта часть неоправданно затянута. Можно не описывать так подробно пейзаж, дорогу на пустырь, не рассказывать, что здесь будет через какое-то время.)
— Отредактируйте вступление с учетом замечаний. (Слайд «Редакция-1»)
(Пасмурным осенним днём мы пришли на окраину нашего города, на пустырь, превращённый в футбольное поле. Сегодня здесь проходит ответственный матч. Команды двух школ сражаются за звание чемпиона. Кому же достанется титул чемпиона?).)
—Что создает во вступлении ощущение присутствия на месте события? (Использование глаголов в форме настоящего времени.)
— В чем вы видите достоинства главной части сочинения? (Мы постоянно чувствуем авторское «я», восхищение игрой вратаря, его мужеством и терпением, и эти чувства передаются нам.)
— Найдите ошибку в основной части репортажа, связанную с неверным употреблением местоимения. Исправьте её. (Слайд «Редакция-2»)
— Какие синтаксические конструкции помогают автору выразить свои чувства? (Побудительные, вопросительные и восклицательные предложения)
— Считаете ли вы удачной концовку репортажа? (Она точна, автор избежал многословия, подчеркнул, что спорт объединяет людей.)
Домашнее задание: написать сочинение по картине в жанре репортажа.
Словарно-стилистическая работа
— Назовите словосочетания, с помощью которых передается состояние людей, изображённых на картине. (Слайд «Словосочетания»)
(притихшие зрители; сосредоточенно всматриваются; внимательный взгляд; напряжённо следит за игрой; увлечённые игрой болельщики; спокойный, уверенный в себе вратарь; застыл в ожидании).
Словарная работа Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено
Slide 17
Slide 18
Словарно-стилистическая работа Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив
5. Работа по подбору лексических и текстовых синонимов для связи предложений, чтобы избежать назойливого повторения одних и тех же слов.
(броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться; внимательно, сосредоточенно; быстрый, торопливый, стремительный, проворный…)
6. Работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок
а)
Вспомни, как пишутся эти слова |
Смотри, как пишутся эти слова |
С мячом, притормаживая, к вратарской площадке, опасная передача, нарастающий гул болельщиков, прибежав на помощь, растирая рукой колено, защищая ворота |
Не прикасаясь рукой к мячу, ушибленное колено, пенальти, некоторое время внимательно смотрел, широко расставив ноги, положив руки на колени, внимательно следил за действиями противника |
(В левый столбик записаны слова, правописание которых учащиеся вспоминают на основе изученных правил, после объяснения запись стирается. В другой столбик записаны слова, выполняющие роль справочника, эта запись сохраняется до конца работы над сочинением)