МОУ Яковцевская основная общеобразовательная школа

Урок по окружающему миру "Где на земле теплее"  

Цель:

  • познакомить учащихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами;
  • закрепить знания учащихся о положении нашей планеты относительно солнца и причине смены времён года.

Оборудование: компьютер, экран, теллурий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но для этого нам необходимо повторить изученный материал.

  • Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
  • Как вращается Земля? (Земля вращается вокруг своей оси. Это вращение вызывает смену дня и ночи)
  • Куда направлена ось Земли? (Земная ось направлена на Полярную звезду)
  • Какие точки на Земле остаются без вращения? (Северный полюс и Южный полюс)
  • Как называется самая длинная параллель? (Экватор)
  • В чём причина смены времён года? (Причина смены времён года – наклон земной оси и движение Земли вокруг солнца)

3. Постановка проблемного вопроса.

- Есть ли на нашей планете места, где всегда зима?

- Есть ли места, где всегда лето?

- Есть ли места, где наблюдается смена времён года?

4. Объяснение нового материала.

Наши знакомые Миша и Лена о чём-то разговаривают. Давайте послушаем о чём? (разыгрывается сценка: Где на Земле теплее?)

Чтение по учебнику стр. 64

Учитель: Где на Земле теплее?

Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.

Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!

Учитель: А вы как думаете, ребята? (Дети высказывают свои предположения)         

Схема на доске

Попробуем разобраться в этом вопросе. Перед вами модель Земли и Солнца. Посмотрите, одинаково ли солнце освещает нашу Землю? Мы с вами видим, что разные участки земли получают разное количество света. А значит и разное количество тепла.

Посмотрите на схему.

- Какие лучи падают на Землю в области Северного и Южного полюсов? (Косые, падают на Землю наклонно)

- Какое количество тепла получат эти участки Земли? (Недостаточное)

Вывод: И зимой и летом они скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными.

Давайте побываем на Северном полюсе. Я предлагаю вам воспользоваться способом, который использовала героиня сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Давайте произнесём волшебные слова:

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели
Вели чтобы мы оказались на Северном полюсе.

Чтение по учебнику стр. 65

- Какое явление мы наблюдаем летом на Северном полюсе? (Полярный день)

- Что это такое? (Это когда солнце светит круглые сутки. Очень редко температура поднимается до +20С)

- Какое явление мы наблюдаем зимой на Северном полюсе? (Полярную ночь)

- Что это такое? (Солнце совсем не показывается над горизонтом. В небе светит Луна, и мерцают звёзды.)

- Иногда возникают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Зимой температура опускается до − 600С.

Вывод: На глобусе эту область отделили прерывистой линией Северный полярный круг. Эта линия ограничивает холодный пояс Земли – область, где бывает полярная ночь и полярный день.

- А теперь проговорим волшебные слова и перенесёмся в самую южную точку нашей планеты.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по нашему вели
Вели чтобы мы оказались на Южном полюсе.

    Южный полюс – край вечной зимы.

Здесь все, наоборот, в декабре – лето и полярный день, температура опускается до −360С. Полгода не заходит солнце, нещадно слепит глаза, отражаясь от снега и льда.

      А в июне – зима и полярная ночь с жестокими морозами, ураганами, бурями, когда ветер рвёт одежду и сбивает с ног.

      В −100С – −150С мороза у тебя мёрзнут руки и нос. В Антарктиде морозы бывают до −800С

Поверхность Антарктиды покрыта ледяным панцирем толщиной в 3-4 километра.

Вывод: На глобусе эту область отделили прерывистой линией Южный полярный круг. Эта линия тоже ограничивает холодный пояс Земли – область, где бывает полярная ночь и полярный день.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по нашему вели
Вели чтобы мы оказались на экваторе.

- Различается ли на экваторе наклон лучей зимой и летом?

- Какие это лучи: прямые или косые?

- Какое количество тепла получает область вокруг экватора зимой? Летом?

Вывод: Солнце поднимается высоко и посылает на Землю почти прямые лучи, они сильно нагревают земную поверхность в течение всего года. Здесь лето похоже на зиму.

Проверка по учебнику стр. 66

           Вместо лета и зимы здесь различают сухой и дождливый сезоны. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. За целый год может не выпасть ни одного дождя.

           Чем ближе к экватору, тем дольше длится сезон дождей. Когда пройдёт дождь, земля насыщается влагой, вся природа оживает и благоухает.

           В этом поясе есть пустыни, в них песок раскаляется, как сковорода. А температура поднимается до +500С. Солнце стоит над головой в зените (самой высокой точке). Область жаркого пояса ограничивают линии под названием Северный и Южный тропики. Мы побывали с вами в разных районах земли, посмотрели, что условия жизни везде разные.

- Где же на Земле теплее? Почему?

- А в каких условиях живем мы? (Мы с вами живём в умеренном поясе. Здесь хорошо видны различия между временами года)

Вывод:  По количеству получаемого тепла принято различать тепловые пояса.

  • холодный
  • жаркий
  • умеренный

- Сколько поясов освещённости существует на Земле?

- Почему они имеют вид поясов?

- Где теплее?

Проверка по учебнику стр. 67

5. Закрепление изученного материала.

В тетради по окружающему миру на страницах 20-21 есть задания для закрепления в виде тестов. Дети выбирают правильные ответы и раскрашивают изображение глобуса, выделяя тепловые пояса соответствующим цветом.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- О чём вы расскажете дома?