МОУ Яковцевская основная общеобразовательная школа

Урок развития речи в 5 классе на тему:

«Подготовка к сочинению «Матрёшка – русский сувенир».

Цель:

Обучающая: подготовить учащихся к сочинению-описанию, дать точное и яркое представление о матрёшке, познакомить с историей создания этой русской игрушки, с местами, где изготавливается матрёшка.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать творческую и познавательную деятельность учащихся,  умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за родной край, эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству.

Оборудование урока: рисунки и иллюстрации с изображением матрёшек, деревянные матрёшки, презентация.

1. Оргмомент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Учебник, ручка, тетрадка.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

- Скажите, любите ли вы играть в игрушки? Какие игрушки являются вашими любимыми?

 - Оказывается,  игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни. Например,  русский царь Николай Второй имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

    А знаменитый художник Александр Бенуа так любил свои игрушки, что когда вырос, то посвятил двенадцать акварельных картин любимым игрушкам своего детства.

-А знаете ли вы, какими игрушками играли ваши бабушки и дедушки? (Ответы учащихся).

Я задаю вам вопросы и спрашиваю об игрушках не случайно. Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию одной из главных игрушек России.

Она сейчас сама вам представится.

 ( Выходит русская матрёшка).

 Матрешка:

Я русская игрушка. Отгадайте, как меня зовут.

Алый шёлковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может – шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(матрёшка)

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего ж румяна я :

Щёки, словно розы.

Цель: На уроках мы говорили с вами об одном из  типов речи – описании. Писали изложение: описывали машину. А сегодня ваша задача – самим описать предмет, который находится перед вами. (Учитель достаёт матрёшек)

(Записывают в тетрадях число и тему урока «Описание матрёшки») (Слайд 1)

(Слайд 2)

-Матрёшка – настоящая русская красавица.

Но, главное,- эта куколка с секретом! Внутри её прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Про матрёшку придумали потешку: (Слайд 3)

-Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечки.

МУЗЕЙ

 - Ребята, сегодня мы побываем в городе Москве в знаменитом музее матрёшки. (Слайд 4) Это первый в России и мире музей матрёшки. Он открылся в 2001 году. Но  без  билета нас в музей не пустят. А входными билетами станут ваши знания, правильные ответы на мои вопросы:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какие типы речи вы знаете?

- Какова композиция текста описания? Из каких частей он состоит?

1) Общее характеристика предмета описания или впечатление от него

2) Конкретные признаки предмета описания

3) Общая оценка предмета

 (Слайд 5)

Всё верно. Вот и открылись перед нам двери музея. О русской матрёшке вам расскажут экскурсоводы:

1. – Можно сказать, что матрёшка – главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле эти куклы появились у нас чуть больше ста лет назад. Как-то жена известного русского промышленника Саввы Ивановича Мамонтова привезла из Японии деревянную игрушку – добродушного мудреца по имени Фукурума,  божество счастья и долголетия. (Слайд 6)

Игрушка была не простая, а разборная. Она состояла из нескольких фигурок, вставленных одна в другую. Японская кукла понравилась нашим мастерам. Отцом первой русской игрушки был токарь- игрушечник Василий Звёздочкин. А раскрасил её художник Сергей Малютин.

(Слайд 7)

2.   Первая матрёшка была одета в русский сарафан и платочек. В руке она держала петуха. А внутри устроились старшие дочки–помощницы: одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой. Был мальчик с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами. Кто-то, увидев игрушку, воскликнул: « Настоящая Матрёна!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой

(Слайд 8)

3 Интересно, что одежду для первых матрёшек рисовали женщины-художницы, а лица –  только мужчины. Одно из самых знаменитых мест, где делают матрёшки, – подмосковный город Сергиев Посад. Изготовляют матрёшки и в других районах России: известны семёновские,  нижегородские, вятские. Русская матрёшка получила большую известность не только в России, но и за рубежом. В 1900 году эта игрушка на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль. Русская матрёшка стала любимым сувениром для иностранных туристов.

         Едет по России, плывет за океан

           Наша русская матрёшка,

           Весёлый сарафан.

Учитель. Большое спасибо нашим экскурсоводам за интересные рассказы.

У нас на уроке встретились трудные слова. Проверим, как вы дома поработали со словарями, узнали ли их значение.

                          Трудные слова.   (Слайд 9)

Сувенир – 1)подарок на память или 2)художественное изделие, вещь как память о посещении чего-либо.

Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом нож для срезывания ржи, пшеницы с корня.

Плошка – низкая широкая посуда в форме большой чашки, тазика (деревянная или глиняная).

Токарь – специалист по механической обработке твёрдых материалов: металла, дерева, кости и др.

Для нашего сочинения понадобятся ещё и такие слова, запишите их себе в тетрадь:

(Слайд 10)

Фукурума – японская деревянная кукла, состоящая из пяти фигурок.

Василий Звёздочкин – токарь-игрушечник, создатель первой русской матрёшки.

Сергей Малютин – художник, который расписал первую матрёшку.

МАСТЕРСКАЯ

 - А теперь давайте вместе с вами проследим путь матрешки. Как же рождается это деревянное чудо?

       Все начинается с токарного станка. (Слайд 11)

   (Учитель показывает фотографии станка).

      Для изготовления матрешки используется только сухая липа, осина или берёза. Сырое дерево не годится – оно высыхает и трескается. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Завивается, бежит из-под резца душистая стружка. Гладкие, струганные заготовки ложатся на верстак у токарного станка.

       (Учитель показывает заготовки – «белье»).

       Затем игрушки грунтуют крахмальным клейстером – «крахмалят», потом мастерицы наносят на изделие замысловатые узоры – «расписывают». И, наконец, – покрывают сувенир лаком. (Слайд 12)

(Работа с картинками на доске.)

 - Существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрёшек. В каждом районе – свои традиции. Вот посмотрите, на доске  представлены матрёшки из разных мест.

В первом ряду семёновские и полх-майданские матрёшки. Они  темноволосые, яркие, весёлые. Лицо обрамляют “кудри”.  Основные цвета у них – алые, жёлтые, голубые, фиолетовые. Узор – цветы да ягоды. 

Во втором ряду – сергиевские (загорские) матрешки.  Они наряжены в сарафан, кофту, передник,  платок, а в руках могут держать узелок, корзинку или цветы.

Вятские  же матрёшки – голубоглазые блондинки.

Наших матрёшек можно назвать современными, в их наряде смешаны разные стили росписи.

 Чтение стихотворения учеником

“Русская Матрешка” Сергей Жульков (Слайд 13)

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь плеснул в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, честной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!

- Подберите синонимы к словам «художник», «изделие», «рисовать», запишите. (Слайд 14)

(Художник – мастер, создатель, творец, волшебник.

 Изделие – сувенир, игрушка, матрешка.

 Рисовать – расписывать, создавать).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под русскую народную музыку) (Слайд 15)

Словарно – стилистическая работа

- Теперь мы подошли к самому ответственному моменту нашего урока – написанию сочинения. Я предлагаю вам тему сочинения – «Матрёшка – русский сувенир».

-Что представляют собой игрушки, поставленные в ряд? (большая игрушечная семья). (Слайд 16)

Заботливая матрёшка-мама готова в любой момент укрыть маленьких и слабых, взять их под своё покровительство.  Наша матрёшка – не просто игрушка, но ещё и символ дружной, крепкой семьи.

- Что в руках у этих матрёшек? (пироги, яблоки, цыплёнок)

 –Почему народный умелец изобразил эти предметы в руках матрёшек? (хорошие хозяюшки, гостеприимные, трудолюбивые)

-Какой наряд характерен для матрёшек? (Просторный сарафан, рубашка с пышными рукавами, передничек).

Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны. На голове – всегда платок, а по праздникам – шаль. 

 - Русские женщины любили принарядиться, они с удовольствием украшали себя и свою одежду. Какие украшения мы видим на матрёшках? (Красные сарафаны, расписные шали с алыми ягодками земляники с белыми цветочками, изумрудными и золотыми листочками. Вышитый передник).

-А что ещё всегда ценилось во внешности девушки, считалось её особой красой? (Коса).

Существует и по сей день поговорка: «Коса – девичья краса». (слайд 17)

-Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать. (круглое, глаза – большие, открытые, ресницы – чёрные, длинные, изогнутые, бровки  дугой, щёчки румяные, губки алые).

Перед вами листочки (задание 1) с прилагательными-эпитетами, подчеркните те, которые можно использовать при описании наших матрёшек-красавиц. (Слайд 18)

Лицо: миловидное, симпатичное, круглое, улыбчивое, худощавое, умное

Глаза: голубые, васильковые, орлиные, озорные, чёрные, мечтательные, сливовые

Брови: соболиные, сдвинутые, бархатные, нитевидные, капризные,  широкие, угольные

Губы: тонкие, улыбающиеся, вишнёвые, пухлые, нарисованные

Кроме эпитетов в сочинении можно использовать и сравнения. Давайте придумаем их вместе.(задание 2) (Слайд 19)

Глаза голубые, как ……            

Щёки румяные, будто …

Губки горят, как ….

                            

-Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрёшек определить какой характер у этой игрушки? (Русская матрёшка добрая, сердечная, весёлая, открытая, нежная, ласковая, гостеприимная, хозяйственная. Характер ровный, спокойный. Она очень приветливая, улыбчивая). В характере игрушки  нашли отражение особенности русского национального характера. В женщине испокон веков почитались такие черты характера, как доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. Эти черты характера и воплотили русские художники в нашей матрёшке. (Слайд 20)

-Мы с вами сейчас рассмотрели матрёшку и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Чтобы описание матрёшки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Он записан на доске. (Слайд 21)
              План
1. Первая русская матрёшка.
2. Описание матрёшки.
1) Общий вид (материал, форма), назначение.

2) Лицо матрёшки.
3) Описание росписи матрёшки (сарафан, передник, рубаха, платок).
3. Общее впечатление от матрёшки.
 

- Как можно начать  сочинение?

(Матрёшка – символ России.

Матрёшка – игрушка необычная. А появились она  чуть больше ста лет назад)

- Как можно начать основную часть?

(Передо мной стоит…

Мне понравилась матрёшка…)

- Какой будет главная мысль вашего сочинения?

(Матрешка – деревянный сувенир, сделанный талантливыми руками мастеров,  выражение красоты мира и души народной.)

- Как закончим сочинение?

(Настоящая русская красавица.  или   Матрёшка – воплощение доброты, нежности, гостеприимства) (Слайд 22)

Теперь, когда у нас есть собранные материалы, план и необходимые знания о матрёшке, пора писать сочинение.

Дома нужно дописать сочинение на тему «Матрёшка – русский сувенир».